1
— Нас приглашают в синагогу на Йом Кипур. При этом, говорят, трапезы не будет. Это точно еврейский праздник?— Еще как еврейский 😉 при этом самый главный. В этот день мы можем «обновиться» и начать год с чистого листа, оставив все неправильные поступки в прошлом. Целые сутки мы занимаемся своей душой и стараемся не отвлекаться на материальные нужды, поэтому ничего не едим и не пьем. Для этого, конечно, перед началом праздника нужно плотно покушать (как правило дома). Да и в синагоге вас наверняка угостят чем-то, но уже по завершению праздника.
2
— Что же получается — я могу весь год вести себя как угодно, а в Йом Кипур раскаюсь — и всё, прощение у меня в кармане?
— Даже не надейся. Если ты своими действиями или словами причинил вред другому человеку — обидел его, привёл к тому, что он пострадал морально или материально — сначала необходимо разрулить эту ситуацию, чтобы человек на тебя больше не обижался (и ущерб возместить, конечно). А потом уже нужно просить прощения у Б-га, в надежде на Его милосердие. Но если мы никого не обижали, а, скажем, сделали что-то не по-еврейски (скушали некошерное например), то мы делаем тшуву и обращаемся непосредственно к Ашему. Если сделать все правильно и искренне, в Йом Кипур наши проступки «обнуляются».3
— Что значит делать «тшуву»? И что такое тшува? То же самое, что раскаяние?
— Не совсем. Это больше, чем просто раскаяние. Слово «тшува» переводится как «возвращение». Мы как будто отматываем пленку назад, стараемся возвратиться в прошлое — в тот момент, когда плохой поступок ещё не был совершен. Тшува — это полное исправление того, что человек натворил, и всех последствий этого поступка.4
— Так что, для тшувы нужна машина времени☺? Как вообще это работает?— Есть несколько этапов тшувы.
- Прежде всего, человек должен осознать, что совершил плохой поступок. Это не так просто — обычно человек в душе себя оправдывает, даже если сделал что-то плохое. Чтобы полностью осознать это необходимо вслух! проговорить «я сделал такой-то и такой не правильный поступок, раскаиваюсь в этом и больше не буду такого делать». Не нужно чтобы тебя кто-то слышал в этот момент, это для себя. Просто человек более серьезно относится к тому, что он проговаривает, чем к своим мыслям.
- Затем наступает очередь действий. Если ты обидел кого-то, то мало осознавать и переживать, нужно исправить весь вред, моральный и материальный, который ты причинил другим людям своим поступком. И, конечно, попросить прощения у этих людей.
- И последний этап — твёрдо решить на будущее, что такое безобразие больше не повторится. Если человек оказался в той же ситуации, в которой раньше поступил плохо, но на этот раз удержался — значит он точно сделал настоящую тшуву.
5
— А можно подробнее про уровень действий? Как именно нужно исправлять вред, который ты причинил?— Ну, например: если вор что-то украл — он должен вернуть украденное; если человек случайно поломал чужую вещь и побоялся признаться сразу — должен признаться и заплатить стоимость вещи; если обидел другого человека словами — нужно попросить прощения и убедиться, что оно получено. Ну и т. д.
6
— А если вот такая ситуация. Я был в гостях и случайно сломал там дорогую, ценную вещь. Хозяева очень расстроились. Народу там было полно, на меня никто не подумал, а признаться я побоялся. Теперь мне стыдно и я хочу возместить ущерб, но идти и признаваться, что это сделал я — духу не хватает. Можно ли просто тайком вернуть стоимость испорченной вещи?— Сложная ситуация. Понимаешь, хозяева же до сих пор подозревают всех, кто был на той вечеринке. Получается, ты не только вещь испортил, но и репутацию всех, кто там был. Так что в этом случае всё же надо набраться смелости — и признаться, а не только компенсировать материальный ущерб (это само собой). Наверняка хозяева тебя простят и оценят, что ты признался добровольно.
7
— Понятно, вернуть деньги — это не сложно. Но ведь вред бывает не только материальным. Что делать, если человек говорил про другого человека лашон а-ра? Например, написал про него гадости в социальных сетях, и теперь эта инфа разошлась по всем знакомым (и не только), репутация человека испорчена… Слово-то не воробей, как теперь исправить?— Общий принцип в подобных ситуациях: искренне сожалеем, делаем всё, что в наших силах, и просим прощения. Даже если полностью вред исправить невозможно — надо стараться исправить его максимально. Написать в тех же соцсетях опровержение, поговорить с общими знакомыми… И очень постараться получить прощение от объекта злословия. Ну и, разумеется, не злословить в будущем.
8
— Допустим, человек искренне хочет сделать тшуву и пришел мириться с тем, кого когда-то обидел. А тот не прощает! Упёрся — и всё тут. Что тогда делать? И есть ли у второй стороны обязанность прощать обидчика?—По закону, в таком случае необходимо сделать еще минимум три попытки помириться, причем для этого нужно привлечь посредников, скажем, общих друзей, которые попросят за тебя. Как всегда в сложных случаях — лучше спросить у своего раввина (как правило, раввины по совместительству ещё и хорошие психологи, им часто приходится разруливать непростые жизненные ситуации).
И просить прощения надо искренне, а не формально, «для галочки». Если после этого человек всё ещё не простил обидчика — это уже его проблемы. Держать зло так долго — это тоже нехорошо…
9
— А если человек сделал другому что-то плохое очень-очень давно, тот уже забыл об этом, а теперь своим напоминанием обидчик разбередит старые раны? Нужно ли всё равно идти извиняться?— Сложная ситуация. Тут много факторов — как именно обидел, был ли при этом материальный ущерб, каковы вообще последствия того старого поступка… Как всегда в сложных случаях — лучше спросить у раввина, которому ты доверяешь (как правило, раввины по совместительству ещё и хорошие психологи, им часто приходится разруливать непростые жизненные ситуации).
10
— А ещё я слышал, что есть такой обряд «капарот». Берут курицу (или деньги), крутят над головой и говорят «Это — моё искупление». И что, «так можно было»? Это ж намного легче, чем исправлять косяки и извиняться. А результат — тот же?— Нет, конечно! Капарот — это символ, подтверждение твоих намерений сделать тшуву, а вовсе не замена тшувы! (Как и ташлих в Рош а-Шана). Кроме того, деньги (или курица), которыми делали капарот, идут на цдаку, помощь бедным. А сказано, что «тшува, цдака и тфила (молитва) отменяют суровый приговор».
11
— То есть получается Йом Кипур это самый серьезный и сложный день в году? И мне надо бесконечно просить прощения?— И да, и нет. День действительно серьезный и его и правда нужно прожить максимально осмысленно. Что именно делать, можно посмотреть в инструкции DIY. Но Йом Кипур еще и самый радостный и светлый день в году. Потому что в каждом из нас живет желание стать лучше, так что если мы сделаем даже небольшой шаг вперед, Вс-шний обратит на это внимание и поможет стать лучшей версией самого себя.
Гмар хатима това — хорошей всем «печати» в Книге жизни на этот год!