Статьи

Мидраш рассказывает детям. Моше Вейсман.

Мидраш рассказывает детям. Моше Вейсман.
Мидраш (объяснения наших мудрецов) — это история, связанная со священными книгами, их героями и сюжетами, но мидраш рассказывает о том, что в этих книгах отсутствует. Отсутствует — но восстанавливается по другим местам Торы, другим текстам и устной традиции. Пользуясь всем объёмом знаний и правилами толкований текстов, наши мудрецы приходят к новому, более глубокому, часто неожиданному пониманию того, что, казалось бы, давно известно и изучено.

В предлагаемой серии книг «Мидраш рассказывает детям» приводятся некоторые мидраши на каждую недельную главу Торы. Первый том посвящён книге Берешит. Юные читатели узнают о сотворении мира и истории договора между Всевышним и Авраѓамом, о сыне Авраѓама Ицхаке и его внуке Яакове, о двенадцати коленах Израиля и их жизни в Египте, о нерасторжимости завета между Всевышним и сынами Израиля.


Сотворение неба и земли и как важно всем жить в мире между собой.

Когда Ѓа-Шем приступил к делу мироздания, небо по просило: «Ѓа-Шем, сотвори сначала то, что относится ко мне — поднебесье, солнце, луну и звёзды». А земля настаивала: «Ѓа-Шем, позволь мне быть первой Сотвори растения, животных и людей, которые будут жить на земле».
Ѓа-Шем желал, чтобы все жили в мире, и Ему очень не понравилась эта ссора. Он ответил:
— Я установлю очерёдность в сотворении неба и земли:
в первый день Я сотворю небо и землю;
во второй день — черёд неба; Я начну его движение, Я сотворю небесную твердь;
в третий день — черёд земли. Я соберу воды и покрою землю травой;
в четвёртый день небо вновь получит своё. Я установлю на нём солнце, луну и звёзды;
в пятый день — опять очередь земли. Я наполню океаны рыбами и морскими созданиями;
шестой же день будет принадлежать земле и небу вместе. Я сотворю Адама и из земли, и из неба. Его тело будет из праха земного, но его нешама (душа) придёт от Меня, от неба.


Кто первым должен мириться?

Наши хахамим (мудрецы) всегда старались жить в мире со всеми, как бы это ни было трудно. Один мясник как-то раз затеял ссору с равом Абой, которого мы называем просто Рав, что значит «великий знаток Торы». Рав хотел помириться с мясником и решил дождаться кануна Йом Кипура. Рав думал так: «В это время как раз все мирятся друг с другом. Конечно же, мясник придёт попросить прощения, и тогда мы снова будем друзьями».
Но приближался вечер Йом Кипура, а мясника всё не было видно.
«Я жду, что мясник придёт мириться. Этого недостаточно, — думал Рав. — Если я действительно хочу примирения, я сам должен пойти и помириться. Раз мясник не идёт ко мне, я пойду к нему».
Хотя ссору начал мясник, Рав был готов сам пойти и дать мяснику возможность попросить прощения.
Придя в лавку, Рав увидел, как мясник орудует огромным топором, разрубая им бычьи и бараньи головы. Мясник обернулся и заметил Рава.
— Это ты, Аба? Иди домой, не хочу иметь с тобой никакого дела! — злобно закричал он.
Ѓа-Шем тут же наказал мясника за отказ от примирения и за то, что он оскорбил Рава. Когда мясник замахнулся для очередного удара, железный топор соскользнул с топорища, ударил мясника по голове, и тот умер.
Есть заповедь: первым искать примирения и прикладывать к этому все усилия. Как сказано в Теѓилим: …. Это значит: «Ищи мира и следуй за ним»; мы должны не ждать, пока другие придут к нам мириться, а сами стремиться к установлению мира.

* точками обозначено то, что пропущено на иврите


Никто не сравнит себя с Создателем

Римский император Адриан вернулся из Эрец-Исраэль. Он участвовал в разрушении Второго храма.
— Смотрите, — хвастался он перед римлянами, — я воевал с еврейским Богом! Я разорил Его страну, сжёг Его дом, поработил Его народ — евреев. Так что я сам теперь бог. Повинуйтесь и поклоняйтесь мне как божеству!
Трое мудрейших его советников присутствовали при этом.
Первый почтительно встал и сказал:
— О император! Как можешь ты говорить, что победил Бога, если ты до сих пор в Его дворце? Покинь Его дворец, и мы провозгласим тебя божеством. Земля и небо — дворец Бога. Если ты можешь существовать вне земли и неба, мы будем поклоняться тебе.
Второй советник так ответил на похвальбу Адриана:
— У меня есть одна просьба, — объявил он. — Если ты её выполнишь, мы все будем поклоняться тебе. Просьба такая: все мои деньги сейчас на корабле в океане. Сильный ветер мешает кораблю пристать к берегу. Я вот-вот потеряю свои деньги, и это меня тревожит. Помоги кораблю причалить, и я буду поклоняться тебе как божеству!
— Хорошо, — ответил Адриан. — Я пошлю тебе на помощь весь мой флот. Моряки канатами отбуксируют твой корабль к берегу.
— Зачем так сложно? — спросил советник. — Пошли ветер, чтобы он подогнал корабль к берегу.
— Я не умею управлять ветром, — сказал Адриан.
— Почему же ты тогда хочешь, чтобы мы поклонялись тебе? — осведомился советник. — Бог сотворил ветер и правит им. А ты на каком основании претендуешь на то, чтобы быть божеством?
Третий советник сказал:
— Мы будем тебе поклоняться, если ты прикажешь морю отступить, обнажится суша и на ней смогут селиться люди.
— Я этого не могу, — признался Адриан.
— Но когда Бог создавал море, — многозначительно сказал советник, — Он точно указал ему, где течь! Как же ты можешь сравнивать себя с Богом?
Адриан разозлился на своих советников. Он пошёл к жене и пожаловался, что ему не хотят поклоняться.
Жена Адриана была очень умна. Она сказала:
— Сделай одну малость, и тебя признают божеством.
— Что сделать? — спросил Адриан.
— Верни свою душу Богу, — сказала она.
— Ты в своём уме? — возмутился он. — Если моя душа покинет тело, я умру и уже не оживу!
— Как же ты провозглашаешь себя божеством? Ты не властен над собственной жизнью, а хочешь, чтобы все верили, будто ты правишь небом и землёй. Уж лучше мы будем поклоняться Богу, создавшему небо и землю, растения и животных, Он создал людей и оберегает их жизнь.


Великая награда за изучение книги Берешит

Давным-давно жил один мальчик, назовём его Реувен, который уже хорошо умел читать молитвы по сидуру (молитвеннику) и вот-вот должен был приняться за изучение Торы, Пятикнижия (Хумаш), но он думал, что никогда не сможет этого выучить. Это так сложно!
Ребе переводил ему каждый пасук Торы, но Реувен приходил домой в слезах. «Хумаш такой сложный», — рыдал он.
После этого отец Реувена вместе с ним ходил к ребе. Он просил:
— Пожалуйста, будьте терпеливы с моим мальчиком. Я уверен, он будет упорно заниматься и всё у него получится.
Реувен вслед за ребе повторял фразы много, много раз, непрерывно, пока не заучивал их. Он учил одну недельную главу за другой, упорно трудился, и в один прекрасный день закончил изучение Сефер (книги) Берешит.
Как же велика была его радость!
Он, сияя, пошёл домой, не обращая внимания на толпы королевских солдат на улицах.
— Ха-ха, — рассмеялся один из них, — посмотрите-ка на этого птенчика. Прямо-таки жалко упустить!
Он шагнул к Реувену и схватил его.
— Отпустите, пожалуйста, — попросил Реувен.
Но солдаты только смеялись и повторяли: «Теперь ты наш. Дальше пойдём вместе».
Это были солдаты из королевской стражи. Король предпринял поход на другую страну и на эту ночь остановился в городе.
Реувена отвели в военную управу, рядом с жилищем короля, и оставили там в заключении.
Этой ночью Ѓа-Шем не дал королю уснуть. Король бодрствовал и не мог сомкнуть глаз. Он шагал и шагал по спальне. Наконец он решил пройти в библиотеку и почитать, чтобы отвлечься от тревожных мыслей. Ѓа-Шем сделал так, что в руки королю попала странная, никогда прежде им не виданная книга. Это была Сефер Берешит.
— Кажется, это еврейские буквы, — сказал король, — еврейская книга. Кто бы мне её перевёл?
Королевский офицер заметил:
— Как я докладывал, есть тут еврейский мальчик… Привести?
— Привести.
Королевский офицер пошёл за Реувеном, который тоже не мог заснуть от беспокойства. Он молился Ѓа-Шему о спасении.
— Эй, ты, книги еврейские читать умеешь? — услышал он грубый вопрос.
Реувен честно ответил:
— Только одну книгу я учил…
— Лучше, чем ничего. Если королю твоих познаний будет недостаточно, ты умрёшь, — объявил офицер.
Дрожащего маленького Реувена привели к королю, и тот протянул ему книгу.
Это была Берешит!
Воспрянув духом, Реувен открыл первый лист и начал читать и переводить королю рассказ о том, как Ѓа-Шем сотворил мир за шесть дней. Король не знал ничего об этом прежде и всё слушал и слушал.
— Какая чудесная книга! Как повезло еврейским детям, что они изучают её! — воскликнул он. — Несомненно, Бог послал мне сегодня ночью эту книгу именно благодаря тебе. Не бойся, я щедро награжу тебя и верну родителям.
Он отдал приказ офицеру:
— Немедленно отведи этого ребёнка к родителям. Дай ему мешок золота и мешок алмазов.
Офицер повиновался, и Реувен оказался дома. Радости родителей не было предела, ведь они же очень волновались за сына, который пропал. Отец воскликнул:
— Мы должны благодарить Ѓа-Шема, Который вернул нам тебя целым и невредимым. Теперь у нас много денег, чтобы заплатить ребе за то, что он долгие годы преподавал тебе Тору!
Ѓа-Шем вознаградил Реувена за то, что тот так самоотверженно посвятил себя изучению книги Берешит. Сколь же велика будет Его награда тому, кто изучит всю Тору, Мишну и Гемару!
Читаем